Фобии

Источник - журнал "Директор школы".
Автор - Екатерина Ушакова.

Все помнят «Волшебника изумрудного города» где Лев, который всего на свете боялся, идет вместе со своими друзьями в Изумрудный город в надежде найти эликсир храбрости, и стать, наконец, настоящим Львом — царем всех зверей. К счастью, его желание исполнилось, и одной ложки чудесной жидкости было достаточно, чтобы пропали все его страхи. Но это произошло в сказке. А что происходит со страхами в действительности?

Кто из взрослых не испытывал в детстве различных страхов? Наверное, каждый может вспомнить, что было страшно зайти в темную комнату, ходить по темному лесу, учиться плавать и т.д. Некоторые страхи постепенно уходят из нашей жизни, и со временем появляются новые, что совсем не способствует успеху… Как относиться к этому? Что считается нормальным, а когда следует обращаться к специалисту? - эти вопросы комментирует врач психиатр Потапов Владимир Александрович.

Чувство страха – это нормальная защитная реакция, основанная на инстинкте самосохранения (Человек, лишенный страха – лишен инстинкта самосохранения). Но если эта реакция не соответствует причине ее вызывающей, то это состояние называется фобия.

По данным психиатров, четыре процента взрослого населения имеют различные фобии. Американские психиатры насчитывают сейчас 367 фобий. Некоторые специалисты считают, что фобия это частный случай навязчивого состояния. Говоря о детях можно сказать, что каждый четвертый ребенок имеет ту или иную фобию. Что касается взрослых, то совершенно нормальным является ситуация, когда присутствует одна или две фобии, но при условии, что это не мешает и не захватывает всю его жизнь.

По современной классификации существует два типа фобий. Первый - социальный – это боязнь посещения общественных мест, боязнь публичных выступлений и т.д. Такой страх может присутствовать как у детей, так и у взрослых.

Второй тип фобий - специфические фобии - страх перед определенными предметами. Это может быть страх воды, высоты, острых предметов и т.д.

Как считают специалисты, чем вычурнее эта фобия, тем больше шансов на развитие психического заболевания. Например, если человек боится наступать на трещины на асфальте, боится взять острый предмет, так как боится порезаться, то это уже должно настораживать.

Каковы причины возникновения фобий?

Фобии обычно возникают, если у человека уже существует биологическая предрасположенность к этому. Если этот фактор присутствует, то пусковым механизмом для развития фобий могут быть несколько обстоятельств

Очень часто виновниками возникновения страхов у детей бывают сами родители. Постоянно тревожась за благополучие своих детей, за их успеваемость в школе, они являются индукторами своих страхов для детей. Одной из причин возникновения фобий у детей это неправильное воспитание. Когда у ребенка возникает страх посещать школу, нередко виновником этого являются сами родители. Как правило, ребенок, получив плохую отметку, и дома встречает соответствующую эмоциональную оценку от своих родителей.

Хорошо, если дело обходится только вздохами мам и бабушек, но, к сожалению, нередки и физические наказания. И совершенно естественно, что у мнительного ребенка в такой семье возникнет страх посещать школу, страх отвечать у доски, писать контрольные работы. Эти страхи закрепляются и иногда остаются на всю жизнь Можно привести такой пример из моей практики. Одна из моих пациенток, будучи уже в зрелом возрасте и имея взрослых детей, призналась, что до сих пор она иногда просыпается в холодном поту, когда ей снится, что она никак не может написать контрольную работу по математике. Важную роль сыграло домашнее воспитание - где всегда придавалось очень много значения успехам в школе. Когда в дневнике появлялась плохая отметка или недовольная запись учителя в дневнике, то, и дома воцарялась атмосфера общей напряженности и тревоги. Постепенно, кроме страха получить плохую отметку появились и другие. Тревожность родителей попала на благодатную почву - страхи и неуверенность расцвели буйным цветом. То же самое касается и учителей. Критикуя своих учеников и внушая им постоянно мысль, что без знания их предмета « им будет очень плохо» в дальнейшей жизни (а такие ситуации нередко случаются в школах) они также становятся причиной неуверенности и страхов – (страх за свое будущее, страх быть самым «плохим в классе) и т.д.

Не последнюю роль играют средства массовой информации. Когда с экрана телевизора постоянно говорят о совершенных преступлениях, смакую все подробности, о различных бедствиях, которые еще могут произойти, то даже у взрослого человека возникает страх за свое будущее и за жизнь своих детей.

Обращаясь к взрослым, окружающим детей, родителям, воспитателям, учителям хочется сказать - не стимулируйте развитие страхов у своих детей. Сдерживайте свои эмоции и не позволяйте своим страхам выплескиваться наружу в присутствии детей. Следует учитывать, что в конфликтных ситуациях не только крик и различные наказания могут быть источником фобий у школьника. Но и просто плохое настроение напряженность дома иногда действует намного сильнее.

Учителю также не следует объявлять плохие отметки в присутствии всего класса, выделять отстающих. Как уже было сказано, каждый четвертый ребенок имеет предрасположенность к развитию фобии, и от того, как ведет себя учитель, очень многое зависит.

Кто более подвержен развитию страхов?

Склонность к развитию фобии может быть у детей отличающихся следующими признаками – мнительные тревожные, нерешительные, склонные к фантазированию. И, как правило, такие дети со временем получают те или иные фобии.

Если фобии возникают у таких детей, то это еще не говорит о психическом заболевании. Если же страхи возникают вдруг у ребенка физически сильного и эмоционально устойчивого, уверенного в себе, то это уже может быть сигналом для обращения к специалисту.

Чаще страхи возникают у девочек. Клинически протекают более мягко. Иногда эти страхи несколько утрированны и оправданы стилем воспитания. (Так как считается, что женщина более слабая и страхи для нее более естественны.) Мальчикам же говорят, что бояться стыдно и страхи мальчиков порицаются общественным мнением. Их стараются спрятать, и загоняют внутрь. Поэтому, возникающие страхи у мальчиков требуют больше внимания.

Какие страхи считаются нормой, а какие требуют особого внимания?

На определенном этапе своего развития каждый человек испытывает те или иные страхи и это естественно. Так, например - маленький ребенок до 2 лет, вследствие незрелости зрительной системы боится движущихся предметов. Страх перед водой возникает у детей после 6 лет, поэтому до этого в возрасте 5 лет следует начать обучать плавать так как, если этот процесс отложить, то это обучение будет идти тяжелее, и ребенку придется преодолевать свой страх перед водой.

Если школьник боится получить плохую отметку это нормально. Но если из-за этого страха он вообще боится ходить в школу, то это уже сигнал для тревоги.

Чем больше избеганий того, что человек боится, тем сложнее становится фобия. Вычурность избегания говорит о начале психического заболевания. Например – подросток боится посещать школу, он начинает избегать всего того, что связано со школой. Или другой пример - Человек боится заболеть, и он старается не посещать общественные места, не дотрагивается до дверных ручек и т.д.

При умственной отсталости и при шизофрении также могут возникать различные фобии. При шизофрении ритуал избегания носит более вычурный характер. Пример - мальчик в 8 лет. Родители отмечали странности в поведении. В разговоре с ними выяснилось, что в течение нескольких последних лет у него был страх за благополучие своего младшего брата. Он стал каждый день считать до ста, в надежде, что это поможет брату избежать всяких неприятностей. Потом появилась рассеянность, невнимательность. Эмоциональная отчужденность. Ребенку был поставлен психиатрич5ескийц диагноз.

Как можно снизить риск развития фобий в школе?

Работа учителя требует большого нервного напряжения, и это не может не сказываться на их психологическом состоянии. Известно, что в школах в основном работают женщины, а женская нервная система отличается большей лабильностью. Весь груз домашних проблем иногда невольно выплескивается на работе. Поэтому школьная администрация должна следить за психологическим состоянием не только учеников, но и учителей.

И если у кого то и учителей часто возникают конфликты с детьми, то администрация должна поинтересоваться, почему это происходит и если одного разговора с таким учителем недостаточно, то необходимо подключить к этому школьного психолога.

Кроме того, администрации следует следить за стилем общения учителя с учащимися. Надо уделять внимание не только уровню преподавания, но и не меньшее значение следует придавать культуре общения учителя с детьми. Представители администрация должны чаще посещать уроки, и не только на так называемые открытые уроки, когда учитель заранее предупрежден о визите начальства.

Важным является и тот факт, что учитель и ученик находится в психо-эмоциональной связи. И это может иногда негативно влиять на здоровье друг друга. Поэтому необходимо проводить оздоровительные мероприятия для учителей.

Во многих школах существует комната отдыха для учителей. Но, к сожалению, она обычно используется как комната для курения, где учителя сбрасывают стресс в клубах табачного дыма. Бесспорно, сигарета может снять эмоциональный стресс. Но этот эффект очень кратковременный. Отрицательных последствий курения намного больше и они всем известны…. Особенно сильное действие никотин оказывает на сердечно сосудистую и нервную систему. А учителя находятся в группе риска именно по этим заболеваниям.

Поэтому курительную комнату лучше превратить в комнату для проведения психологических тренингов, для релаксации. А страстным курильщикам можно предложить курить на улице.

Психологические тренинги могут в значительной мере снизить эмоциональный стресс и научить простейшим приемам, которые помогли бы учителю самому снимать отрицательные эмоции, накапливающиеся в течение дня. Конечно, одному психологу не под силу охватить всю школу – детей и учителей. Поэтому желательно, чтобы в одной школе работали несколько психологов.

Психолог должен работать с учителями, чтобы те научились правильно реагировать на разные поступки своих учащихся. Кроме того, задачей психолога является обучение учителей методам самостоятельного снятия стресса, накапливающегося в течение дня.

При подготовке учителей, имеющийся курс возрастной физиологии явно недостаточен. Необходимо включить начальное образование по психиатрии и неврологии.

Какие признаки у детей, имеющие фобии?

Обычно такие дети с фобиями отличаются следующими признаками - соматические ослабленные, часто болеющие ОРЗ и нередко отличаются бледностью, худобой

Бледные, худые, реагируют на резкие звуки, обладают растерянной речью, с трудом концентрирует внимание. Такой ребенок неуверенно идет к доске, неактивен на переменах. В круге общения не более двух друзей, он не занимается общественной работой. Имеет неуверенный почерк, часто болеет ОРЗ

При эмоциональных переживаниях такой ребенок напряжен, у него может наблюдать покраснение кожных покровов, он часто просит разрешения выйти из класса. Часто такие дети избегают бывать в общественных местах, испытывают страх перед вестибулярными нагрузками. Это может проявляться на уроках физкультуры – страх прыгнуть в высоту через палку, страх упражняться на брусьях на коне и т.д.

Какие меры предпринимать с такими детьми?

По отношению к мнительному тревожному ребенку должна быть атмосфера терпимости и спокойствия.

С такими детьми надо быть по возможности выдержанными. Надо уметь вызвать их на доверительный разговор. Это может делать не только учитель, но и воспитатель, классный руководитель, и любой другой человек. Для такого ребенка очень важно, чтобы в школе был кто-то, к кому бы он мог довериться.

Очень важно поведение воспитателей групп продленного дня. Они проводят с младшими школьниками довольно много времени, и их психологическое состояние порой оказывает на детей достаточно мощное воздействие. Иногда это бывают совершенно случайные люди, не имеющие никакого педагогического образования.

И администрация должна следить, чтобы психика детей не страдала от отсутствия должной квалификации воспитателей.

Как сказывается наличие фобий на школьной успешности?

Когда фобий много, у ребенка снижается успеваемость, так как все силы уходят на борьбу с собственными страхами и на познавательную деятельность резервов уже не остается. Фобии влияют на развитие волевых способностей и вообще на формирование личности.

В отличие от фобий взрослых надо отметить то, что в детском возрасте фобия гиперболизирована, и не стоит надеяться на избавление от страхов с помощью волшебного эликсира, как это произошло со Львом из изумрудного города. Поэтому очень важно их своевременно выявлять, чтобы они не перешли во взрослую жизнь.

Tags: