Корчак о ребенке

Корчак о ребенке

"Жизнерадостный ребенок обладает большим иммунитетом против эпидемий".

"Аффектированность чувств делает любовь ребенка безграничной, а его ненависть смертельной. Ребенок чрезвычайно раним: слова способны причинить ему душевную боль, с которой не сравнятся побои".

"По вине своей неопытности и необученности ребенок часто терпит поражения, причем каждое может вызвать эффект «домино», повлечь за собой ряд других. Поэтому он постоянно нуждается в ободрении и поддержке взрослых.Однако вместо поддержки ребенок то и дело получает нахлобучки и выговоры: разбил ли он чашку, которую просто хотел рассмотреть,осведомился ли у гостя о значении неприличного слова..."

"Если бы человек мог подсчитать все унижения, несправедливости и обиды, которые ему пришлось испытать за свою жизнь, оказалось бы, что львиная их доля приходится именно на «счастливое» детство".

"Наивысшей ценностью обладает суверенная человеческая индивидуальность".

"Детей нет – есть люди . – Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств".

"Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают от этого всю жизнь, – считал он. – Ребенок – не задаток человека, а настоящий человек, хотя и в другом измерении... Ребенок не будет, ребенок уже есть человек".

"«Право ребенка на уважение»– каждый ребенок имеет право считаться человеком уже сейчас, в детстве. Ему принадлежит неотъемлемое право любой человеческой личности: право на уважение".

"Художник наделен силой аффекта, а философ способностью критического восприятия. Ребенок же — и художник, и философ".

"Добра в тысячу раз больше, чем зла. Добро сильно и несокрушимо. Неправда, что легче испортить, чем исправить".

"Если поделить человечество на взрослых и детей, а жизнь – на детство и зрелость, то детей и детства в жизни много, очень много. Только погрузясь в свою борьбу, в свои заботы, мы не замечаем их, как не замечали раньше женщину, крестьянина, закабаленные классы и народы. Мы устроились так, чтобы дети нам как можно меньше мешали и как можно меньше догадывались, что мы на самом деле собой представляем и что мы на самом деле делаем".

"Среди детей столько же плохих людей, сколько и среди взрослых. Все, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей... Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в этакий мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко сыскать, скоро разочаруется".