Лечение и обучение с помощью искусства

Источник - журнал "Директор школы".
Беседу вела Екатерина Ушакова.

Арттерапия — это лечение различных заболеваний с помощью искусства. Занятия музыкой, живописью, танцами помогают снимать эмоциональное напряжение, уменьшают тревожность и агрессию. Наиболее распространенным видом арттерапии является рисование. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется как одно из важнейших преимуществ психотерапевтической работы с детьми, особенно с теми, что имеют нарушения в психоэмоциональной сфере. Именно такие дети и учатся в московской школе «Ковчег». Об особенностях учебного процесса, о возможностях лечения и обучения искусством я беседую с педагогом Мариной Владимировной Егуповой.

— Марина Владимировна, какое воздействие оказывает процесс рисования на детей, имеющих различные отклонения в развитии?

— Для многих наших детей (в том числе и аутистов) рисование — это единственный способ раскрытия своего внутреннего мира и взаимодействия с окружающими. Кроме того, в процессе рисования сбрасывается эмоциональное напряжение, что важно и для относительно здоровых детей. Ведь известно, что детский рисунок — это не только обретение спокойствия, но и способ выплеснуть свои эмоции и переживания.

Занятия живописи могут с успехом использоваться при коррекции нарушений психологического состояния, поскольку они снижают уровень возбуждения. Арттерапия рекомендована для занятий с детьми, имеющими задержку речевого и умственного развития, неврозы, гиперактивность, дефицит внимания и даже последствия детского церебрального паралича. На уроках живописи дети учатся свободным движениям, освобождаясь от зажатости и скованности. Такие занятия очень полезны чрезмерно застенчивым детям, они становятся более раскрепощенными и уверенными в себе.

Если ученик получает удовольствие от уроков, то это залог того, что и в дальнейшем рисование станет его любимым занятием, поможет ему почувствовать вкус творчества и научит управлять своими эмоциями. Кроме того, рисование развивает воображение и фантазию. Это важно как для здоровых детей, так и для детей с отклонениями в развитии.

— А как строится такой урок?

— Урок проходит довольно необычно. Педагог читает детям миф или сказку. И в процессе чтения учащиеся наносят цветной фон на лист бумаги, изображающий землю и небо, а потом уже в зависимости от воображения этот лист заполняется различными деталями и понравившимися персонажами. Мифы или сказки для чтения подбираются индивидуально для каждого класса, в зависимости от специфики детей.

Рисунки учащихся зависят также и от того, насколько образно изложена данная тема. Начинающим рисовальщикам учитель помогает определенными схемами. Вот, например, любое животное можно изобразить с помощью «волшебных овалов». Так рисовать слона можно следующим образом: рисуют два овала, один большой — для туловища, и второй маленький — для головы. И затем уже дорисовывают отдельные детали — хвост, ноги, хобот, уши. Используя такую методику, каждый ребенок может нарисовать любое понравившееся животное. Эта схема дает юному художнику опору, и он пробует рисовать дальше. Так что слова «не могу» и «не хочу» уже, как правило, не произносятся…

— Как удается одновременно удерживать внимание всех учеников, ведь в классе учатся дети с самыми разными диагнозами?

— Самое главное — вызвать интерес у детей. И для этого педагог должен применять различные методики. Существуют несколько эффектных техник, которые привлекательны для детей любого возраста и могут применяться на уроках рисования во всех школах.

Техника воскографии. Лист ватмана покрывается яичным желтком. Засохший лист сверху покрывают черной гуашью. Подождите несколько минут, пока он высохнет, а потом по этому фону можно работать любым острым предметом и «рисовать» любые сюжеты. Эта техника очень привлекательна и пользуется у всех детей большим успехом. К тому же, все это несложно сделать в школьных условиях.

Рельефная техника. На картон в любой последовательности наклеивают кусочки ниток и ткани, сжатую бумагу. Сверху накладывают краску, затем сверху кладут чистый лист бумаги и ложкой растирают по поверхности. В результате на листе бумаги получается отпечаток. Чем разнообразней рельеф, тем интересней он получается. Дети рассматривают отпечатки и в зависимости от воображения узнают в них какие-то предметы или сказочных персонажей. Такое занятие очень полезно для развития фантазии и креативного мышления. А кроме того, ребенок сразу видит необычный результат своего труда, что очень радует его и повышает самооценку.

Трафареты. Из сырой картошки вырезается фигурка, покрывается краской. Дальше этой фигуркой на листе бумаги ставится печати. Таким способом ребенок может изобразить красивый узор или орнамент. При этом ему не надо вырисовывать мелкие фигуры, что значительно облегчает его труд. А результат получается очень красочный и приносит автору большую радость.

Кроме указанных методик, положительное действие оказывает коллективный рисунок, Учитель называет тему урока. Например, « Ярмарка». Дается на весь класс большой лист бумаги. Красками рисуется общий фон земля-небо. Затем каждый ученик рисует какую-то деталь, а в результате получается очень эффектное полотно. И даже самый слабый и неуверенный в себе ребенок чувствует себя причастным к общей работе. Это также повышает самооценку и придает ему уверенность. А кроме того, такое совместное творчество способствует развитию навыков общения.

Такие арттерапевтические методики также можно с успехом использовать и в начальной школе, где учатся и обычные дети. Как правило, этот вид деятельности вызывает у них большой интерес, и является стимулом для дальнейшего творчества. Дело в том, что часто детям не нравится их собственные рисунки, а такой вид творчества создает иллюзию, что они тоже могут сделать что-то интересное. Вот они и пробуют свои силы, фантазируют на бумаге и через какое-то время страхи уходят, а готовый рисунок придает уверенность и доставляет большое удовольствие. И этот успех очень важен. Постепенно ребенок перестает бояться чистого листа, и возможности нарисовать что то «не так». Это очень важно для неуверенных, с высоким уровнем тревожности детей, и их самооценка повышается.

— Как оцениваются работы?

— Задача урока рисование не в том, чтобы из каждого ученика сделать художника. Главное — чтобы ребенок получал удовольствие от самого процесса рисования и творчества вообще. Один из основных моментов занятия — это безоценочное отношение учителя к результатам работы учеников. Очень важно поддерживать процесс творчества и не пытаться оценивать «правильность» рисунка. Нередко оценка за работу, или публичная критика и даже просто аналитический разбор сдерживает творческий импульс. Надо помнить, что арттерапия — это один из методов психологической работы

Можно оценивать подготовленность к уроку, усидчивость. Но для стимулирования этих качеств лучше применять игровые методы. Например, проставляют печати на лист, где ребенок рисует. Одна печать — изображение уточки, символизирующая трудолюбие. Другая — «ленивая лягушка» — для тех, кто совсем не готов к уроку и не убирает за собой. Для детей такие знаки не являются травмой, а воспринимаются как игра. Используются также цветные звездочки, которые рисуются в списках учеников — желтые, синие, красные. Учитель оценивает, кто и как приготовился к уроку, как работал (старался или нет, не мешал ли соседу, убрал ли за собой после урока). И в конце четверти подсчитываются очки: кто, сколько и каких звездочек набрал. Это позволяет поддерживать дисциплину без окриков, и в то же время такая система оценок не затрагивает вопроса о природной одаренности каждого. Принимается как аксиома, что все ученики — талантливые, замечательные художники. И если все-таки кто-нибудь робко спросит у учителя: «А правильно ли я нарисовал?», то услышит в ответ: «Кто здесь художник? Разве мы можем увидеть картину, которая нарисована у тебя в голове?»

— Любой ли ребенок может научиться рисовать?

— Убеждена, что практически каждого ребенка можно научить рисовать, Это не значит, что он станет профессиональным художником, но какими-то простейшими навыками владения карандашом и красками можно непременно научиться. Но самое главное — использовать возможности искусства для достижения положительных сдвигов в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка.