-
"Ни о каких суждениях и выводах у нас ещё не может быть и речи. Он должен в своём детском возрасте только смотреть и слушать, и когда он вполне ознакомится с предметом, то суждения и выводы придут сами собой. Нет ничего опасного в том, что люди слишком поздно начинают рассуждать и делать выводы, но очень опасно, если они пристрастятся к этому (если любовь к этому охватит их) прежде, чем они достигнут в этом отношении достаточной зрелости. Поэтому – вопреки общепринятому мнению – я совсем не считаю полезными и ценными педагогические основы нашего века – раннее обучение детей чтению и письму, что, как бы искусственно, выращивает в них склонность к преждевременным и суждениям".
-
"Природа как бы окружила внешней оболочкой высшие задатки человека. Если ты разобьёшь эту оболочку, прежде чем она раскроется сама, то ты раскроешь несозревшую жемчужину и уничтожишь то сокровище жизни, которое ты должен был сохранить своему ребёнку... Преждевременное развитие головы и сердца уничтожает подлинные силы человека".