Центром первоначального обучения Ушинский считал родной язык. Книга «Родное слово» знакомит детей не только с тем, что им необходимо знать в обычной жизни, но также с основаниями религии, грамотным письмом, счетом и рисованием. Всё это даётся в такой форме, что обучение дается ребенку легко.
Обучение детей родному языку имеет три цели:
- Развитие «врожденной душевной способности, которую называют даром слова»;
- Введение детей в сознательное обладание родным языком;
- Понимание ими «логики этого языка, то есть грамматических законов в их логической системе».
Он создал разумное первоначальное обучение – которое воспитывает и облагораживает ум и чувство, даёт стремление к самообразованию и самоусовершенствованию.
Ушинский уделял большое внимание воспитанию духовных качеств: дар слова, эстетика, нравственность, религиозное чувство. Развитие в ребенке каждого из этих качеств и должно составлять задачу воспитания, в целом же – они должны дать воспитание человека.
Ушинский подчеркивал, что необходимо относиться к ребёнку как к личности.
Ушинский предлагал сделать труд воспитательным средством и считал его главным фактором воспитания.Основными средствами воспитания трудолюбия он считал активность детей в учебе, выполнение ими посильной работы, связанной с домашним бытом и участие в производительном труде.
Ушинский считал, что обучение может выполнить свои задачи лишь при соблюдении трех условий:
- Оно будет связано с жизнью;
- Обучение должно быть построено в соответствии с природой ребенка;
- Преподавание должно вестись на родном языке учащихся.
Константин Дмитриевич Ушинский
Ушинский о воспитании
Ушинский о наказаниях
Ушинский о народной школе
Ушинский об образовании
Ушинский об обучении
Ушинский о первоначальном обучении
Ушинский о родном языке
Ушинский о труде
Ушинский о человеке
Ушинский о школе