Путешествие в мир искусства

Воспитать человека

Все о воспитании. Будьте в курсе. Подпишитесь на рассылку!

«Проектирование Центра образования «Жар-птица» как культурно-образовательного комплекса района Проспект Вернадского»

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования 
ГОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением области знаний «Искусство» № 324

«Проектирование Центра образования 
«Жар-птица» как культурно-образовательного комплекса района Проспект Вернадского»
Третья программа развития - 2006-2010 гг.

Москва 2007 год

Символом нашей школы является сказочная Жар-птица. Она живёт в нашем гимне, на флаге, грамотах и даже на нашей школьной печати. Почему именно Жар-птица? Ответ можно найти в школьном гимне, слова и музыку которого сочинила учитель нашей школы Боброва Н.А.. В 2006 году гимну исполнилось 10 лет.

^ Школьный гимн «Жар-птица»

Пусть западные ветры в нас дуют – не беда.
Все школьные советы запомним навсегда.
Мы жизни современной должны законы знать
И честь любимой школы достойно защищать.

Со школьного порога судьбу свою вершим!
Пусть испытаний много - дойдем мы до вершин.
И будем мы стремиться не ползать, а летать.
Прекрасная Жар-птица нам будет помогать.

 
Жар-птица – это сказка и яркая мечта.
Жар-птица – это краски для сердца и ума,

И для души, что рвется в неведомый полет,
Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет.

Поймав разноцветное перышко Жар-птицы, можно найти свое счастье, свою дорогу в жизни, выбрать интересное дело. Но для этого необходимо, чтобы каждому ребенку была предоставлена возможность выбора различных направлений и в области науки, и в области искусства непосредственно в общеобразовательной школе. 

^ Информационная справка

ГОУ школа №324 Западного округа г. Москвы была открыта в 1963 году на улице Лобачевского, дом 54 (район «Проспект Вернадского», квартал 34-35), телефон: (495)431-19-87, факс: (495)432-97-11, e-mail: school324@mail.ru, сайт: www.s324@mail.ru

Директор школы – Зотова Елена Борисовна, кандидат педагогических наук.

В апреле 2003 года школа была аккредитована на новый статус ГОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением области знаний «Искусство» №324.

В настоящее время в 19 классах обучаются 455 учащихся. 

Учебный план помимо традиционных предметов включает сольфеджио, хор, ритмику, музыкальную литературу, вокал, музыкальный инструмент.

Учащиеся изучают два иностранных языка – английский и французский. Один из этих языков преподается на базовом уровне, второй – в рамках дополнительного образования. С 1 класса изучается информатика.

В старшей школе открыты профильные классы. Гуманитарный класс профилирован на МПГУ, МГПУ, РГПИ и АТиСО, физико-математический - на МИРЭА и МГТУ им. Баумана.

В 1975 году был открыт Музей Боевой славы Второй гвардейской Краснознаменной танковой армии, который стал основой гражданско-патриотического воспитания.

С 1990 года в школе проводится экспериментальная работа. В настоящее время школа является ресурсным центром - площадкой второго уровня двух городских экспериментальных проектов. 

Среди учителей двое имеют звание «Заслуженный учитель РФ», 7 награждены званием "Отличник народного просвещения", 5 – «Почетный работник общего образования РФ»; 2 – грант Мэра, 3 – имеют кандидатскую степень, один докторскую степень, четверо обучаются в аспирантуре. В последние годы в школу пришло много молодых учителей (16%).

Содержание Программы развития
 

1.1. Ключевая проектная идея Программы развития  3
1.2. Приоритетные цели, ожидаемые результаты 4
2. 

2.1. 

2.1.1.

Содержательная часть программы

Аналитическая часть

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа

5
 
2.1.2. Анализ исходного состояния 7
2.1.3. Анализ инновационного потенциала школы 9
2.1.4. Анализ системы внутришкольного управления 11
2.1.5. Анализ образовательной системы школы 12
2.2.

2.2.1.

Стратегия программы развития

Миссия и ценностные установки Центра образования

12
 
2.2.2. Основные целевые устремления, модель выпускника 13
2.2.3. Стратегия развития школьной внутренней среды, общего фона жизнедеятельности 15
2.2.4. Основные принципы новой системы управления 17
2.2.5. Перспектива развития организационно-образовательной системы 19
2.2.6. Инновационные и экспериментальные программы 20
2.2.7. Стратегия развития образовательной системы 22
2.3. Основные этапы, сроки, ответственные 29
2.4. Экспертиза и мониторинг достижения запланированного результата 29
2.5. Риски и минимизация их влияния 30
2.6. Финансовый план реализации программы 30
    1. . Ключевая проектная идея Программы развития

«Таланты создавать нельзя,
но можно создавать культуру,
т.е. почву, на которой растут и процветают таланты.
^ И тогда наш труд оправдан». 

Г. Нейгауз

Ключевая проектная идея направлена на создание Центра образования «Жар-птица», как культурно-образовательного комплекса района Проспект Вернадского, вокруг которого начинает формироваться новое образовательное пространство.

Центр образования «Жар-птица» будет включать:

  • среднюю общеобразовательную школу с углублённым изучением области знаний «Искусство» №324 (с разнопрофильными классами в старшем звене);
  • группы раннего эстетического развития для детей, не посещающих детский сад;
  • разнообразную сеть дополнительного образования (клубы, секции, студии, кружки). 

Задачами проекта являются:

  1. построение модели Центра образования «Жар-птица»;
  2. создание ресурсной базы:
  • обеспечение кадровых ресурсов - подготовка и обучение учителей, педагогов дополнительного образования и других сотрудников школы к работе в новых условиях, создание среды профессионального роста;
  • разработка нормативно-правовой базы - разработка нового устава, локальных актов, изменение структуры управления, оформление учредительных документов центра, печати, регистрации и т.п.;
  • разработка программно-методического обеспечения - разработка программ развития по каждому направлению работы (Программы качества образования), элективных курсов и спецкурсов в старшей школе (Программа профильного образования), программ по дополнительному образованию (Программа «По ступенькам мастерства»);
  • обеспечение материально-технического оснащения (Программа материально-технического обеспечения);
  • информационное (Программа информатизации) и финансовое обеспечение (Программа бюджетного и внебюджетного финансирования);
  • обеспечение безопасности (Программа безопасности);
  1. создание социокультурной среды микрорайона;
  2. проведение семинаров, мастер-классов (Программа экспериментально-инновационной работы), участие в выставках, конференциях, фестивалях, подготовка публикаций (программы «Передаём опыт» и «Обобщаем опыт»).

Идея создания Центра образования прорабатывалась и обсуждалась различными структурами:

  • на общем собрании коллектива школы;
  • с педагогами на педсоветах, заседаниях кафедр, совещаниях; 
  • с детьми на классных часах;
  • с родителями на родительских собраниях и комитетах;
  • на заседаниях Попечительского совета;
  • со специалистами управления образования ЗАО;
  • с методистами ОМЦ;
  • на заседаниях Муниципального собрания района Проспект Вернадского и была поддержана всеми.

1.2. Приоритетные цели, ожидаемые результаты

С 1998 года в районе Проспект Вернадского, в котором располагается школа №324, начала развиваться программа «Переселения пятиэтажек». Основной контингент учащихся проживает в домах, подлежащих сносу и переселению в район Тропарево-Никулино, а также в Солнцево и Южное Бутово. В течение 7 лет происходит смена состава учащихся школы. К сожалению, новые дома строятся очень медленно, а те, что построены, уже несколько лет не заселяются. По плану развития района строительство внешкольных учреждений не предусмотрено. Превращение района в довольно большую стройплощадку и отсутствие детских досугово-культурных центров может привести к негативным социальным последствиям. В связи с этим Центру образования «Жар-птица» необходимо занять активную позицию в социуме. 

Построение эффективной системы управления, применение новых методов и технологий работы с учащимися, создание оптимального учебного плана Центра образования, на основе системной интеграции базового и дополнительного образования и в целом успешная реализация данного проекта, позволит нам:

  • принять на себя функции учреждения дополнительного образования не только для учащихся данного Центра, но и для учащихся других школ района;
  • стать культурно-просветительским центром района Проспект Вернадского.

2. Содержательная часть программы

2.1. Аналитическая часть

2.1.1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа

Под социальным заказом на образование мы понимаем всю совокупность образовательных потребностей, запросов, ожиданий, надежд, чаяний, требований, спроса, которые предъявляются или могут быть предъявлены системе образования, школе любыми социальными субъектами в самых различных формах и с самой разной степенью требовательности. 

В отличие от однообразного технократического образования, которое существовало до начала 90-х годов, общество постепенно сформировало новый социальный заказ для школы. Приоритетами развития школы стали:

  • гуманизация и гуманитаризация образования;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • введение вариативного образования;
  • демократизация образования.

Если рассматривать гуманизацию образования как процесс, как результат развития и самоутверждения личности, то новый подход к формированию «человека культуры» обусловливает принципиально иной подход к формированию целей и содержания образования. 

Наметившаяся тенденция развития экономики, социальной и культурной сферы, потребует формирования и развития«человека культуры», то есть высокообразованного человека в таких понятиях культуры, как «нравственная культура», «эстетическая культура», «информационная культура», «гуманитарная культура», «техническая культура» и т.д.

Сравнивая требования основных социальных заказчиков – родителей будущих первоклассников, мы видим, что если всего десять лет назад, многие родители не задумывались в какую школу отдавать ребенка, то теперь современные родители выдвигают к школе определённые требования: высокий уровень качества образования, возможность изучать английский язык с первого класса, наличие хорошего материально-технического оснащения, возможность получения дополнительного образования непосредственно в школе (хореография, изобразительное искусство, обучение игре на музыкальном инструменте, спортивные секции), эстетическое оформление школьного пространства.

Значительно уменьшился процент родителей, обучающих своих детей в специализированных музыкальных, художественных школах, учреждениях дополнительного образования в связи с занятостью родителей, отсутствием возможности водить ребенка в другое учебное заведение в течение дня. 

^ 2.1.2. Анализ исходного состояния

Главное, для чего существует школа как социальная и социально ответственная организация - ее социально значимые результаты. Они являются следствием успешной или неудачной реализации школой ее функций по отношению к учащимся, социуму, учителям и тех процессов, которые школа организует для выполнения своих функций. К таким социально значимым результатам относятся следующие: 

1. «продукт школы» - выпускник школы с его уровнем образования;

2. суммарные результаты работы школы - общее количество выпуска учащихся с учетом сохранности контингента, число школьников, продолжающих образование или трудоустроенных в различные структуры;

3. социальный вклад школы и социальные последствия ее работы - опосредованные и отсроченные результаты работы школы, проявляющиеся в обществе через выпускников во всех областях жизни. Эти результаты намного труднее изучить и измерить. Некоторые из вышеперечисленных результатов можно увидеть сразу, а некоторые позитивные последствия работы школы мы можем только прогнозировать. 

И все-таки, в жизни школы есть постоянные результаты, которые можно увидеть. Самые значительные из них называют достижениями. Иногда эти достижения охватывают весь коллектив, иногда это заслуга небольшой группы, но они не становятся от этого менее значимыми. Наиболее характерными достижениями нашей школы являются следующие:

  1. Выпускники школы в течение нескольких лет держат высокий уровень продолжения образования в ВУЗах (92%) и колледжах (4%).
  2. В течение последних лет учащиеся школы занимают призовые места в окружных и городских конкурсах по информационным технологиям, мировой художественной культуре, русскому языку, литературе, физике, астрономии, математике, географии.
  3. В течение 10-ти лет учащиеся школы являются лауреатами окружного, городского и международных конкурсов по вокально-хоровому искусству. 
  4. Трижды коллектив школы принимал участие в Международных Рождественских чтениях. На семинары по теме «Воспитание учащихся на традициях русской культуры» приезжали от 80 до 100 слушателей со всех уголков России и ближнего зарубежья. Хоровой коллектив «Элегия» выступал в зале Храма Христа Спасителя.
  5. Школа является базовой при проведении Международных конференций, фестивалей, конкурсов по музыкальному образованию в МПГУ и ISME (Международное общество по музыкальному образованию). Опыт работы школы и коллективы были представлены на 26-ой конференции в Москве (2004 г.) и на 27-ой конференции в Куала-Лумпур (2006 г.).
  6. В течение шести лет учащиеся школы становятся лауреатами окружного и городского инструментального и хореографического конкурсов. Хореографический коллектив «Школы танца Дебют» в ноябре 2006 года стал лауреатом Международного конкурса «Мир танца» в г. Сочи. 
  7. Наши учащиеся выступают на сцене концертных залов Москвы: концертный зал имени П.И.Чайковского, Большой и Рахманиновский залы Московской консерватории, зал Мэрии Москвы, концертный зал «Россия», Дом Дружбы, концертный зал Олимпийской деревни, и другие. Третий год подряд выезжают на гастроли по городам Германии.
  8. На обучающие 3-х дневные семинары по новым технологиям работы с детьми в нашу школу приезжают педагоги-музыканты не только из Москвы и ближайших областей, а даже из Краснодара, Оренбурга, Якутска, Саратова, Майкопа и других городов.
  9. В ноябре 2006 года школа стала финалистом конкурса «Строим Школу будущего».
  10. В школе работает стабильный коллектив учителей, в последние годы начали приходить молодые учителя, в том числе и выпускники нашей школы. В настоящее время работают 14 выпускников школы (18%).
  11. В созданном в 2001 году школьном музыкальном театре осуществлены следующие постановки: пролог оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», опера С. Баневича «Стойкий оловянный солдатик», музыкальный спектакль В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро», театрализованные композиции «Песенные кружева России», «По страницам оперетт», «В гостях у художника», «Рождественский бал».
  12. Школа имеет современную материальную, учебно-методическую базу, 53 компьютера, объединенных в локальную сеть, свой сайт, свободный выход в Интернет.
  13. В течение последних лет снизился процент детей, состоящих на внутришкольном учете, и нет детей, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних района Проспект Вернадского.

Однако существуют и слабые стороны образовательной практики, которые при успешной реализации проекта могут быть минимизированы:

  1. Недостаточно высокий уровень мотивации детей в среднем звене, что сказывается на уровне качества образования.
  2. Нехватка помещений для развития учреждения.
  3. Недостаточное материально-техническое оснащение учебного процесса.
  4. Отсутствие системы непрерывного образования.
  5. Недостаточные условия для занятий спортом всех детей и физической подготовки ослабленных детей. 
  6. Недостаточная квалификация педагогов в области ИКТ.
  7. Слабое использование Интернет-ресурсов в процессе обучения.
  8. Отсутствие рекреационных зон в школе и на территории школы.
  9. Недостаточное оснащение программы безопасности.

^ 2.1.3. Анализ инновационного потенциала школы

Общий инновационный процесс в школе складывается из совокупности процессов обновления ее различных участков – отдельных инновационных процессов – (нововведений). 

В течение нескольких лет коллектив школы работает в 4-х режимах, которые взаимосвязаны между собой, и разделить их можно весьма условно: 

  1. Традиционный - образовательная программа и учебный план школы предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения, а также получения начального музыкального образования непосредственно в школе. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения. Основная задача данного направления – повышение качества образования через повышение мастерства учителя и создание оптимальных условий для развития личности ребёнка.

2. Экспериментальный - изучение и освоение новых технологий обучения, внедрение информационных технологий в предметные области и управление, мониторинг образовательной системы, создание интегрированных курсов, общешкольных проектов. В течение десяти лет мы являемся экспериментальной площадкой кафедры «Гуманитарного образования» АПКиПРО. Результаты экспериментальной работы представляются как в самой школе на семинарах, конференциях, так и на окружных и городских семинарах, выставках, конференциях, круглых столах.

3.^ Режим развития или инновационный. В настоящее время мы являемся ресурсным центром - площадкой второго уровня двух сетевых городских проектов: 

  • «Модернизация художественно-эстетического образования в условиях экспериментальной деятельности»,научный руководитель Фоминова М.А., зав. кафедры «Эстетического образования и культурологии» МИОО, доцент, кандидат педагогических наук;
  • «Развитие школьных образовательных систем», научный руководитель Ясвин В.А., зав. лаборатории «Экспертизы и проектирования образовательных систем» ЦЭПД РАО, доктор психологических наук. 

В экспериментальном режиме решаются актуальные проблемы содержания образования, создание оптимального плана профильной школы, разработки системной модели, которая позволяет четко представить и осмыслить сущность и сложившиеся на данный момент взаимосвязи социальной, организационной и образовательной подсистем школы. 

4. ^ Внедренческий режим - перенос результатов предыдущей экспериментальной деятельности в практику массовой школы. Ежегодно проводятся 2-3 семинара, открытые уроки и мастер-классы для учителей Москвы и России; индивидуальные консультации по вопросам управления.

2.1.4. Анализ системы внутришкольного управления

Проблемам управления школой мы уделяем особое внимание. Это связанно со сложной организационной системой управления нашей моделью школы. Под системой управления школой мы понимаем «…совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др. компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому осуществляется процесс управления, реализуются управленческие функции».

Основное предназначение системы внутришкольного управления – обеспечение успеха школы, достижение важнейших результатов жизнедеятельности в виде определенных характеристик выпускников, их жизнеустройства после школы, социального признания школы, ее востребованности. Достижение таких результатов школы возможно только на основе обеспечения соответствующих характеристик строения, функционирования и развития школы, которые рассматриваются как важнейший результат управления.

Изучение эффективности модели системы управления нашей школой проводилось в 2003 и 2004 году. На основании проведённого мониторинга были выявлены специфические черты нашей школы как объекта управления, значимые для управления особенности и определены задачи, расставлены приоритеты (Зотова Е.Б. «Система управления общеобразовательной школой музыкально-эстетической направленности», диссертационное исследование).

2.1.5. Анализ образовательной системы школы

В течение трёх лет коллектив школы работал в городской инновационной сети «Развитие школьных образовательных систем». За этот период времени были завершены экспериментальные проекты:

Экспертиза образовательной среды школы 2003-2004 гг.;

Мониторинг образовательной системы школы 2004-2005 гг. 

Проведенная экспертиза выявила, с одной стороны, высокую степень комплиментарности между организационной моделью школы в целом и образовательной моделью «музыкальной» кафедры. С другой стороны, обнаружен «ряд разрывов» в построении системы управления, несоответствие между образовательными моделями других кафедр, существенное «отставание» общеобразовательной подсистемы от инновационных возможностей, которые заключены в высоко эффективной организационной структуре школы («Заключение по итогам системной психолого-педагогической экспертизы школы №324» Центра экспертизы и проектирования образовательных систем).

Проведённые по итогам мониторинга педсоветы, тренинги, мероприятия были направлены на решение целого ряда проблем, а мониторинг 2007 года станет основой для построения стратегии развития образовательной системы Центра образования.

^ 2.2. Стратегия программы развития

2.2.1. Миссия и ценностные установки Центра образования

Мы видим основную и особую миссию нашего Центра образования, прежде всего в сохранении огромного наследия Российской и мировой культуры, в воспитании в детях духовности, любви и уважения к Отечеству, традициям народа, в подготовке выпускников школы с высоким уровнем интеллекта и культуры, активных проводников культуры.

^ Система ценностных устремлений, характеризующая общее мировоззрение, жизненное кредо коллектива, философия нашего Центра образования включает в себя следующие принципы: 

  • искусство приобщает к общечеловеческим духовным ценностям;
  • каждый ребенок – творческая личность, поэтому необходимо, чтобы ребёнку была предоставлена возможность выбора различных направлений и в области науки, и в области искусства непосредственно в школе;
  • искусство развивает все основные жизненно важные качества личности, которые в дальнейшем будут востребованы в любой профессии;
  • искусство способствует социализации личности;
  • уважение и достоинство личности – принцип отношений учителя и ученика, взаимодействие учителя и ученика строится на сотрудничестве и сотворчестве;
  • главная цель педагога – воспитание человека.

Исходя из этого основными для Центра образования «Жар-птица» являются такие функции:

  • собственно образовательные, с акцентом на культуру;
  • культуросберегающие, культуросозидающие;
  • здоровьесберегающие (физическое и психическое);
  • насыщения и разнообразия досуговой деятельности;
  • создание психологически-комфортной среды; социализации;
  • просветительские для родителей, населения микрорайона.

^ 2.2.2. Основные целевые устремления, модель выпускника

Ребёнок является главной ценностью, а ведущими целевыми устремлениями становятся такие:

  • развитие всех основных функций ребёнка;
  • раскрытие и развитие природных способностей и потенциала ребёнка, развитие индивидуальности;
  • гармонизация всех сфер деятельности;
  • самореализация ребёнка в школе, не подготовка к взрослой жизни, а полноценная, яркая, насыщенная жизнь в школе;
  • возможность достижения определённых результатов развития и демонстрации своих достижений непосредственно в школе своим сверстникам (востребованность сверстниками, ситуация личной значимости);
  • воспитание личности, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью;
  • воспитание интуиции, чувства прекрасного, позитивного отношения к людям;
  • создание коллектива единомышленников.

Выпускника нашего Центра образования мы видим:

  1. С высоким уровнем подготовки не только в базовых областях, но и в сфере эстетического образования – владение одним–двумя музыкальными инструментами, владение своим голосом, и в целом языком искусств.
  2. В области воспитания – проявление таких качеств, как широкое мировоззрение, самосознание, самоуважение, самоопределение, патриотизм, ответственность, самосовершенствование, душевная чуткость и эмпатия к окружающим, высокие морально-этические нормы поведения, художественный вкус и эстетическое отношение к окружающему миру, чувство прекрасного, навыки социального поведения, толерантность.
  3. В области психического развития - наличие таких качеств, как эмоциональная устойчивость, повышенный уровень развития памяти (общей и кинетической), воображения и фантазии, развитие образного мышления, содержательная, интонационная и активная артикуляционная речь, умение слушать и слышать, активное сенсорное восприятие, воля, собранность, коммуникативность.
  4. Творческим специалистом в различных областях науки и искусства, с высоким уровнем креативности, умением найти выход из сложных, нестандартных ситуаций, владеющим исследовательским подходом, чувством стиля, интерпретацией, уверенным в своих возможностях и имеющим высокую самооценку.
  5. Физически и психологически здоровым – владеющим своим телом, в пространстве и в биологических ритмах, не имеющим вредных привычек, с хорошей осанкой, с хорошо развитой мелкой мышечной моторикой рук, с поставленным голосом, стрессоустойчивым. 

^ 2.2.3. Стратегия развития школьной внутренней среды, 

общего фона жизнедеятельности.

Принципиальной особенностью Центра образования «Жар-птица» является признание приоритетной роли внутренней среды школы, в которой интегрируются науки и искусства. Причем такой подход мы рассматриваем с точки зрения «экологии культуры». Поскольку для человека «важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей среды. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (Д.С.Лихачев).

Основными характеристиками внутренней среды мы считаем разнообразие, богатство возможностей, открытость, комфортность, диалогичность, недирективность, духовная и эмоциональная насыщенность, толерантность, естественность, востребованность творчества, наличие свободных зон развития и клубного пространства, сохранение и культивирование традиций.

Предполагается, что таким образом организованная среда будет действовать «в унисон» с основными линиями образовательного процесса. 

К числу наиболее важных компонентов внутренней среды школы как объекта управления мы относим прежде всего такие:

1.) образовательную подсистему школы (как единство обучающей и воспитательной составляющих), в которой осуществляется главный для школы - образовательный процесс;

2.) обеспечивающую подсистему школы (как единство ресурсного обеспечения образовательного процесса и общего жизнеобеспечения школы), в которой осуществляются процессы получения, производства, распределения, использования, сопровождения, развития перечисленных выше ресурсов;

3.) коллектив школы (школьное сообщество как единство взрослого и детского коллективов), который осуществляет все основные процессы жизнедеятельности школы;

4.) организационную структуру школы, то есть внутреннюю организацию школы, набор школьных подразделений, должностных постов, формальных функциональных обязанностей и полномочий, сеть вертикальных и горизонтальных связей, связанный с ними набор правил, процедур, официальных регламентов жизни школы.

5.) Внутренний ситуационный фон школьной жизни, то есть такое реальное пространство, которое рождается в результате взаимодействия людей в школе и внешних влияний на нее, на фоне которого происходят все события школьной жизни. То, что мы называем укладом жизни школы, организационной культурой, социально-психологическим климатом, общественным настроением и общественным мнением и т.д., а также о взаимодействии между формальной и неформальной сторонами школы как организации. Важную роль в организационной культуре играет атрибутика школы. Прежде всего, она объединяет весь коллектив. Принципиальным для нас стал выбор символа школы, гимна, флага, школьной печати. 

6.) Подсистему внешних связей, необходимых для успешной работы школы.

7.) Управляющую подсистему школы, в которой осуществляются управленческие процессы и объектом которой являются все вышеперечисленные подсистемы, а также и ее собственная управленческая деятельность.

Взаимодействие всех этих подсистем и процессов между собой и порождает уникальный внутришкольный контекст, неповторимую внутреннюю среду школы, образует определенный уровень возможностей - потенциал школы. На основании проведённого мониторинга по изучению эффективности модели системы управления были выявлены специфические черты нашей школы как объекта управления, значимые для управления особенности и определены задачи и выделены ключевые свойства управляющей системы Центра образования.

2.2.4. Основные принципы новой системы управления

Система управления Центра должна быть: адаптивной, ценностно-ориентированной (первичность ценностей и ценностного самоопределения по отношению к целеполаганию); мягкой (главное не приказы и администрирование, а договоренности и соглашения в коллективе); гуманной (взаимодействие человека с человеком, учителя с учеником, руководителя педагога и родителя; искренняя обеспокоенность самочувствием в школьной среде); рефлексивной(стремящейся к самопознанию и познанию школы не только как учебной организации, но и как сложного саморазвивающегося организма); ориентированной на достижение и поддержание успехаинициативной; лидерской(предполагающей наличие лидеров и культивирование роста лидеров из среды учителей и учащихся); сочетающей демократичность и единоначалие (по принципу сообщество и лидер); целеустремленной (направленной на развитие и выращивание выпускника соответствующей модели); адаптирующей (умеющей не только приспособиться или использовать возможности современной ситуации в обществе, но и воздействующей на внешнюю среду).

В управляющей системе школы особое значение имеет ориентация на качество исполнения значимых видов деятельности школьного сообщества, а также на социальные последствия деятельности. 

Между всеми субъектами управления должны быть согласованы следующие представления: 

  • о специфике и главных результатах Центра образования;
  • о главных ключевых компетенциях выпускника;
  • о подходе к ребенку;
  • о требованиях к специалистам (Кодекс учителя);
  • о специфике организации образовательного процесса и досуговой деятельности;
  • об основных характеристиках школьной среды.

Задача администрации школы:

  • привлекать и удерживать инициативных творческих работников; разглядеть лучшие качества работника и распределить обязанности в соответствии с потенциальными возможностями каждого;

  • способствовать развитию личности учителя-мастера, учителя-творца;
  • поддерживать детей и взрослых в трудные моменты становления;
  • не допускать развития конфликтных ситуаций (Программа психологической службы школы);
  • вовлекать весь коллектив в творческую деятельность;
  • поддерживать атмосферу успеха;
  • поддерживать высокую взаимную требовательность и одновременно – терпимость;
  • создавать новые, укоренять и развивать уже сложившиеся традиции;
  • работать в команде, принимать и исполнять разные роли.

^ 2.2.5. Перспективы развития организационно-образовательной системы

На основании проведённого исследования организационно-образовательной системы было выявлено, что логика стратегического развития Центра образования может предполагать построение интегративно-матричной модели организационной системы школы с элементами инновационно-модульной образовательно-организационной модели. На рисунке приведена организационно-образовательная модель школы.

Из модели видно, что для достижения поставленных целей необходима 

  • реорганизация подсистемы общего образования, которая заключается в повышении эффективности взаимодействия между педагогами общего и дополнительного образования;
  • активное привлечение учителей общего образования (повышение их мотивации, заинтересованности и т.д.) в методические объединения, в разработку и реализацию воспитательного компонента общего образования, включающего в себя не только направленность на достижение высоких учебных результатов, но и, преимущественно, на развитие личности школьников, их социализацию. Это требует серьезного пересмотра методов преподавания, поскольку встает вопрос о необходимости более глубокого учета творческих наклонностей учащихся и их особого мировосприятия и миропонимания; 
  • максимальная согласованность преподавания различных предметов для лучшей интеграции полученных знаний в единую картину мира школьников;
  • создание условий для возможности «проживания» учащимися полученных знаний через их эмоциональную, эстетическую, нормативную сферы.
2.2.6. ​Инновационные и экспериментальные программы

Очень коротко мы остановимся на тех инновационных процессах, над которыми работаем в настоящее время и продолжим работать в дальнейшем.

  1. Инновационные процессы внедрения информационно-коммуникативных технологий, создание и поэтапная реализация «Программы информатизации школы», которая началась в 1998 году. 
  2. Инновационные процессы внедрения технологий обучения с целью повышения качества образования: модульные, проблемно-поисковые, развивающие и др.
  3. Инновационные процессы в управлении:
  • экспертиза и мониторинг развития школьной образовательной системы;
  • на основе мониторинга - проектирование и совершенствование системы внутришкольного управления;
  • управление инновационными процессами в школе как системообразующим фактором развития школы;
  • ролевые позиции участников экспериментальных и инновационных проектов;
  • эстетизация всего учебного процесса.
  1. Инновационные процессы в развитии психологических и личностных качеств средствами искусства:
  • совершенствование педагогических технологий в области преподавания искусства и предметов художественного цикла;
  • полихудожественное развитие детей; развитие художественного творчества учащихся во взаимодействии базового и дополнительного образования;
  • взаимодействие искусства с другими образовательными областями в учебно-воспитательном процессе;
  • развитие фонетического слуха на уроках чтения в начальной школе и в хоровом классе, влияние целенаправленной работы по формированию и развитию артикуляции и фонетического слуха при изучении иностранных языков;
  • сохранение мотивационной среды обучения;
  1. Инновационные процессы методической службы школы:
  • создание среды творческого роста учителя;
  • развитие новых форм проведения педагогических советов;
  • работа художественного совета школы как необходимое условие повышения уровня организации и качества концертных программ и мероприятий;
  • создание единого стиля отношений с детьми педагогами базового и дополнительного образования; психологические тренинги для учителей;
  • совершенствование различных форм организации учебного процесса;
  • создание межкафедральных инновационных проектов;
  • проведение мастер-классов как представление опыта и творческого роста учителя;
  • режиссура урока как необходимое условие совершенствования мастерства учителя и повышения мотивации учащихся.
  1. Диагностика:
  • ежегодная диагностика образовательной среды;
  • влияние искусства на развитие личности;
  • проблемы диагностики развития голосового и артикуляционного аппарата ребенка;
  • создание индивидуальной карты развития ребенка;
  • арттерапия для детей с коммуникативными проблемами;
  • влияние фонопедического метода развития голоса на детей с логопедическими нарушениями и детей, больных бронхиальной астмой.

2.2.7. Стратегия развития образовательной системы

Основными принципами образовательного процесса Центра образования «Жар-птица» являются:

  • гуманизация и гуманитаризация всей жизнедеятельности школы;
  • развитие учащихся в гармонии науки и искусства;
  • создание культурно-развивающей и эстетической среды через системную интеграцию основного и дополнительного образования;
  • создание насыщенной досугово-культурной среды через реализацию различных направлений творческой деятельности (клуб авторской песни, детская филармония, музыкальный театр и др.);
  • проведение крупных общешкольных акций, объединяющих детей и взрослых (учителей, родителей), как системообразующий компонент воспитательной работы;
  • открытость – постоянное представление опыта творческой деятельности учащихся и учителей окружающим.

Одна из задач образования – социализация личности, которую можно представить как осуществляемый в деятельности процесс вхождения ребёнка в общество, процесс социальной адаптации личности. Средством социализации в школе становится включение ребёнка в различные виды деятельности.

^ Построение системы непрерывного образования и развития

Организация подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе осуществляется в детских дошкольных учреждениях №213, №215, №272, №463, с коллективами которых администрацией школы заключены договора о сотрудничестве. Совместная работа, основанная на здоровьесберегающих технологиях и учитывающая особенности развития ребенка, позволяет детям успешнее адаптироваться в школе.

Непосредственно в школе открыты дошкольные группы раннего эстетического развития «Почемучка» для детей, не посещающих детский сад.

^ Начальная школа является ключевой ступенью в образовательной структуре школы и решает задачи развития базовых способностей ребенка, с которыми он пришел из дошкольной жизни, формирует главные инструменты познания. Критериями достижения качества в начальной школе являются: развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка; развитие его базовых способностей, укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.

В нашей школе с углубленным изучением области искусства профильное образование начинается с 1 ступени. Так как сенситивным периодом развития музыкальных способностей является возраст ребёнка 3-7 лет, наиболее оптимальным становится включение ребенка в активную музыкально-эстетическую деятельность с первого класса, в возрасте 6-7 лет.

В учебный план базовой инвариантной части помимо основных предметов включаются музыкальные: сольфеджио, развитие голоса, хор, ритмика с элементами хореографии.

Уже на первых этапах обучения ребёнок погружается в активную музыкальную деятельность. Игорь Стравинский подчеркивал, что стремительный прогресс в распространении музыки механическими способами, неслыханная легкость знакомства с музыкальными произведениями безо всяких усилий развивает в людях лень и равнодушие… «Ибо в музыке, более чем в какой-либо другой области искусства, понимание дается лишь тем, кто совершает какое-то действенное усилие. Одного пассивного восприятия недостаточно…, ибо можно слушать, но не слышать, смотреть и не видеть».

^ Средняя школа продолжает развитие ребёнка, используя новые подходы и технологии, в соответствии с личностно-возрастными особенностями учащихся. В нашей модели школы особая роль отводится гуманитарно-эстетическому образованию. 

Основные направления работы кафедры гуманитарных наук:

  1. Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества обученности учащихся.
  2. Развитие и совершенствование программ и методик углубленного гуманитарного и эстетического образования учащихся.
  3. Активное внедрение и использование новых современных программ по русскому языку и литературе, в том числе рекомендованных для использования в гуманитарных и гимназических классах.
  4. Работа по интеграции предметов гуманитарного и музыкально-эстетического цикла: зарубежная литература и МХК, литература и актерское мастерство, литература и музыкальная литература, зарубежная литература, МХК и музыкальная литература.
  5. Внедрение профильного обучения, в частности, разработка и проведение элективных курсов по гуманитарным предметам в 9-м классе («Основы языкознания», «Анализ прозаического текста», «Анализ поэтического текста», «Основы права»).
  6. Создание системы спецкурсов по гуманитарным предметам в 10-11 классах, ориентированных как на сильного, планирующего поступать в гуманитарный ВУЗ («История религии», «История права и право», «Основы языкознания», «История зарубежной литературы XIX – XX веков», «Анализ художественного текста», «Обучение сочинению в жанре эссе»), так и на слабого ученика, нуждающегося в повторении материала основной школы («Повышение орфографической и пунктуационной зоркости», «Обучение сочинению разных жанров» (подготовка к выполнению блока «С» ЕГЭ).
  7. Использование нетрадиционных форм урока для повышения мотивации к изучению гуманитарных наук (проектная деятельность, музейная работа, творческие вечера, интеллектуальные турниры, литературная гостиная).
  8. Использование информационных технологий для подготовки учащихся старших классов к аттестации в форме ЕГЭ и создания условий для более результативной работы на уроке.
  9. Активное участие в традиционных общешкольных (интеллектуальный марафон, Рождественские чтения, неделя русского языка и литературы), окружных и городских мероприятиях (участие в качестве базовой школы в организации окружного этапа региональной олимпиады школьников по русскому языку и литературе, организация семинаров для учителей округа, города и России (слушателей АПКи ПРО).
  10. Сотрудничество с гуманитарными факультетами столичных ВУЗов: МГПУ, МПГУ, МГПИ, АТиСО.

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. 

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

В 2006-2008 гг. планируется: 

  • введение изучения второго иностранного языка (французский, немецкий, итальянский);
  • внедрение новых технологий в преподавании иностранного языка (портфолио, проектные работы, музыкальный спектакль);
  • подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена;
  • разноуровневое и дифференцированное обучение; 
  • развитие межпредметных связей (иностранные языки + искусство); 
  • создание и разработка предпрофильных и профильных интегрированных курсов («История искусств», «Деловой английский», «Мировая художественная культура на иностранном языке»).

^ Профильное обучение является одним из приоритетных направлений модернизации образования. Каждая школа создает свою оптимальную модель организации профильного обучения и предпрофильной подготовки. 

В старшей школе, начиная с 9 класса, где учащиеся начинают определяться в выборе будущей профессии, происходит специальное формирование профильных классов. Многие элективные курсы основываются на творческой деятельности учащихся и создаются под определённый творческий проект. Ребята одновременно могут выбирать разные спецкурсы, иногда даже из разных профилей. 

^ Художественно-эстетический профиль предполагает ознакомление с профессиями, связанными с различными направлениями искусства и отражающими связь «человек – художественный образ», а также расширение и углубление знаний в области различных искусств, овладении новыми умениями и навыками. Данный профиль включает предметы и спецкурсы: вокал, актёрское мастерство, сценическое движение, фортепиано, хор, вокальный ансамбль, сольфеджио, хореография.

Помимо художественно-эстетического и гуманитарного профиля в 9-ом классе на основе результатов профориентационной и анкетной диагностики формируется физико-математический профиль, который ориентирован на дальнейшее обучение в технических ВУЗах (с МИРЭА школа имеет договорные отношения 9 лет). Спецкурсы данного профиля – углублённое изучение физики, математики, программирования. Многие выпускники физико-математического класса продолжают образование и в других технических ВУЗах: МВТУ им. Баумана, МЭСИ, МЭИ, МГУ и др.

Кафедры естественно-математического цикла в течение 2007-2008 гг. планируют сконцентрировать свои усилия на следующих направлениях:

  1. Разработка и внедрение элективных курсов для 9-х классов в рамках подготовки к профильному обучению: «Математика в экономике и управлении», «Математика в искусстве и архитектуре», «Практические задачи по математике с применением компьютеров», «Геометрические преобразования и построение орнаментов», «Математика в решении прикладных физических задач».
  2. Продолжение работы по внедрению в образовательный процесс технологий личностно-ориентированного обучения, проектной деятельности, информационно-коммуникативных, проблемных и модульных технологий, технологии уровневой дифференциации и коллективных способов обучения.
  3. Систематизация внеурочной работы по формированию мотивации учащихся, кружковой работы, общешкольных мероприятий, направленных на активизацию способностей учащихся.
  4. Внеклассная работа по образовательным областям в виде игр, тренингов, презентаций проектов, теоретических конференций, диспутов, экскурсий.
  5. Обеспечение повышения квалификации учителей, преподающих дисциплины естественно-математического цикла, по вопросам использования компьютерной, мультимедийной техники в учебной и внеучебной деятельности, в системе дополнительного образования.
  6. Использование программных продуктов, обеспечивающих применение компьютерных технологий в обучении: «Алгебра не для отличников», «Геометрия не для отличников», «Живая геометрия», «Живая физика», «Математика 5-11 Дрофа», «1С: Практикум по математике», а также программы, разработанные учащимися в рамках творческой и образовательной проектной деятельности.

Учебный план Центра образования «Жар-птица» составляется на основе федерального и регионального базисного учебного плана, в плане соблюдаются нормативы максимальной аудиторной нагрузки, нормативы базового и регионального компонентов. При этом большая роль в учебном процессе отводится дополнительному образованию.

В Центре образования помимо реализации на уроках дополнительное образование будет представлено следующим образом: 

  • как объединение профессионального и общего образования в профильных классах;
  • как насыщение образовательно-культурного досуга во внеурочное время – клубы, кружки, спортивные секции, студии;
  • как неформальные детские объединения, организации – клуб «Школа выживания», музыкальный театр, психологическая студия, туристический клуб, клуб авторской песни;
  • как сотворчество и практическое применение полученных навыков, знаний, умений в каникулярное время - выездные профильные лагеря, фестивали, конкурсы, экспедиции, походы, гастроли.

Именно в дополнительном образовании возможен путь погружения в культуру через детскую субкультуру и культуру взрослых, когда сотворчество взрослого (педагога) и детей, их партнёрство рождает особый спектр отношений, задаёт определённую специфику образования.

Такой широкий спектр направлений дополнительного образования диктует необходимость разработки программ, сценариев, изыскания дополнительных ресурсов (кадры, помещения, материально-техническая база) и самое главное развитой организационной культуры, продуманной системы событий - праздников, творческих дел, игровых мероприятий как для отдельного класса, так и для всей школы.

^ Программа дополнительного образования Центра включает четыре основных направления: художественно-эстетическое, патриотическое, научно-техническое, спортивно-оздоровительное.

^ 2.3. Основные этапы, сроки, ответственные

Календарный план реализации (Приложение 1) разработан на 2006-2010гг. по следующим программам: Программа качества образования, Программа профильного образования, Программа внедрения ИКТ, «По ступенькам мастерства», «Передаём опыт», «Обобщаем опыт», «Общешкольный проект», «Здоровье и безопасность», Программа новых возможностей развития (разработана с учётом запланированного строительства нового здания в 2008-2009 гг.). 

^ 2.4. Экспертиза и мониторинг достижения запланированного результата

В течение нескольких лет отрабатывался механизм проведения экспертизы и мониторинга. Созданы диагностические методики, анкеты, которые проводят психологи и учителя под руководством научного руководителя д.пс.н. Ясвина В.А.. По итогам диагностики проводятся тренинги, а также обсуждения на педсоветах, кафедрах. Данная работа будет продолжена и при реализации новой программы развития.

Экспертиза и мониторинг проводятся на основе методики оценки, организационной культуры К. Камерона и Р. Куинна, адаптированной для школьной организации. Исследуются измерения модальности типа среды на уроках и на занятиях в рамках дополнительного образования, экспертиза образовательной среды конкретного педагога. Модальность образовательной среды измеряется в следующих показателях: широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, активность, мобильность и устойчивость.

С целью изучения эффективности модели системы управления, были использованы методики Моисеева А.М., Хавроничева В.Н., Рожковой Н. И. 

Созданы механизмы измерения качества образования по каждому направлению работы. Индикаторами качества образования являются такие:

  • положительная динамика качества обученности;
  • качественное обновление содержания образования; 
  • успешное прохождение аттестации, в том числе и в форме ЕГЭ;
  • успешное поступление учащихся в ВУЗы и колледжи; 
  • участие учащихся в окружных, городских, международных конкурсах, фестивалях, проектах;
  • повышение эффективности управления; 
  • активное участие в городских экспериментально-инновационных проектах;
  • укрепление материально-технического оснащения образовательного процесса.
2.5. Риски и минимизация их влияния

Предусмотрена минимизация рисков, так как постоянно фиксируются и отслеживаются проблемные зоны и точки «разрыва» между запланированными и проводимыми проектами.

Среди рисков могут быть: 

  • перегруженность педагогов, 
  • несогласованность действий администрации, 
  • недостаточная информированность участников проектов, 
  • недостаточный контроль выполнения программ, 
  • переезд учащихся и учителей в новые районы и необходимость поиска и обучения новых кадров.

2.6. Финансовый план реализации программы

Финансовый план программы разработан на 2007 год (Приложение 2.) 

Журнал "Искусство в школе" - подписка продолжается

 

Пойти с ребёнком в театр

Измени одну жизнь. Поиск семьи для сирот