Макаренко нашел самый мощный рычаг воспитания — он действовал через создание коллектива, перед которым ставились ответственные задачи.
Система эта основана на трех взаимосвязанных принципах.
- Труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе.Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами.
- Самоуправление.
- Коллективная ответственность. За проступок одного отвечает вся группа.
Макаренко отмечал: необычайно быстро, за считанные месяцы перевоспитываются трудные подростки. У них появляется осознание границ своих полномочий и ответственности.
В то же время он писал, что воспитание — это длительный процесс как в целом, так и в его отдельных частях.
Военизированный характер воспитания в колонии был продиктован тем, что подобный антураж был привлекательным для подростков того времени. Дисциплина выражалась в ее неукоснительном соблюдении, поскольку сами ребята были в ней заинтересованы. Ни одно из наказаний, применяемых в колонии, не было унизительным. Самое суровое – бойкот – применялось крайне редко.
Макаренко о воспитании
Макаренко о коллективе
Макаренко о наказаниях
Макаренко о семье
Макаренко о труде