Главные принципы воспитания: право ребенка на уважение, право ребенка быть самим собой, право ребенка на сегодняшний день (ребенок живет уже сейчас, а не только собирается жить в будущем).
Правильность общественного устройства проверяется счастьем ребенка.
Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта.
Корчак считал, что надо научить детей:
- отличать правду и ложь, и ценить правду.
- не только любить, но и ненавидеть;
- не только уважать, но и презирать;
- не только соглашаться, но и возмущаться;
- не только подчиняться, но и бунтовать.
Запрет не поможет, а помогут правила и соглашения, регулирующие неизбежное.