До Марии Монтессори никто не думал о том, что малышу неудобно жить в мире, где все сделано для взрослых. В этом мире он чувствует себя как Гулливер, попавший в страну великанов. Такой взрослый мир кажется ребенку хаосом, где все зависит от воли великана-взрослого. Этот великан может быть несправедливым и жестоким, и он часто не готов заплатить даже самую маленькую цену за то, чтобы ребёнок мог исследовать окружающий мир.
Монтессори создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам.
Система состоит из трех частей:
- ребенок,
- окружающая среда,
- учитель.
В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует свое физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется.
Основа педагогики Монтессори – «помоги мне это сделать самому».
Это образовательная система основана на том, что ребёнок сам строит себя как личность, исходя из заложенного в нём внутреннего потенциала.Ребенок учится не только получать знания и умения, но прежде всего обретает себя через познавательную деятельность.
Правила в группе Монтессори не предусматривают ни наказаний, ни наград.
Монтессори о воспитании
Монтессори о ребенке
Монтессори о семье