"Беден ребёнок или богат, каковы бы ни были внешние условия его жизни, он не сможет удовлетворить требованиям, которые ставит перед ним его человеческая природа, если путём восприятия и познания отношений чисел, форм и языка он не придёт к осознанию всего объёма своих умственных способностей".
"Если ребёнок по-настоящему интеллектуально развит, его можно использовать как хочешь, с ним всегда добьёшься цели. Между тем имеется так мало людей, с помощью которых можно добиться выполнения поставленной задачи. Повсюду, особенно среди простого народа, таких людей становится всё меньше".
"Хотя моё учреждение будет учреждением для бедных, тем более потому что оно будет таким, отнюдь не следует думать, что я собираюсь высевать семена превосходного образования на исключительно плохую и неплодородную почву и что поэтому наверняка не добьюсь той цели, к которой стремлюсь. Напротив, верно обратное: нужда и нищета являются лучшей на земле почвой для посева семян домовитости и производственных способностей".
"Детей всё более желают научить мыслить, с одной стороны, путём произвольного и неестественного увеличения числа предметов размышления, рассматриваемых поверхностно и односторонне, с другой – путём изучения логики, иными словами, если можно так выразиться, через чёткое или изощрённое объяснение вечных законов, лежащий в основе способности к мышлению. Оба эти пути ведут лишь к тому, что врождённая способность к мышлению в лучшем случае подавляется, а в худшем – уродливо деформируется".
"Блистание разного рода мастеров педагогического дела всё более усиливается, их фокусы так поражают и кажутся такими прекрасными, что никто не усомнился бы в их совершенстве, если бы это блистательное воспитание не давало плохих хозяев, которые своим поведением заставляют даже самых терпеливых рабов моды обращать внимание на причины неудачи, всюду постигающие искусственные методы воспитания".
Как строить обучение и воспитание
Песталоцци об обучении
Песталоцци о ранннем обучении
Песталоцци о себе
Песталоцци о семье
Песталоцци о труде
Песталоцци о физическом воспитании