Центром всего воспитания является формирование нравственности человека.
Цель воспитания в том, чтобы развить все природные силы и способности человека. Это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.
Песталоцци считал так: воспитание строит свое здание формирования личности на большой прочной скале природных задатков.
Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться естественным путем:
- Любовь к людям — на основе собственных детских поступков, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей.
- Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством заучивания чужих мыслей.
- Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе применения своих физических сил и труда.
Заложенные в природе человека силы и способности развиваются путем упражнений. Образование и воспитание человека следует рассматривать как содействие внутреннему стремлению к развитию человеческих сил. Без этого воспитательные меры случайны и ненадёжны.
Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, а направлять это развитие по правильному пути.
Главным в педагогической системе Песталоцци является теория элементарного образования - воспитание должно начинаться с простых элементов и постепенно переходить к более сложному.
Основной принцип воспитания — это согласие с природой.
Гораздо важнее «живое чувство каждой добродетели разговору о ней». Песталоцци настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений. Оно появляется благодаря развитию у них нравственных наклонностей, поступков, которые требуют от них самообладания и выдержки.
В школе отношения учителя и учеников должны строиться на основе отеческой любви взрослого к детям. Расширение и развитие социальных связей ребенка в атмосфере общей доброжелательности, которую создаёт учитель, приведёт к тому, что он осознает себя частью человечества.
Важнейшим средством воспитания и развития человека является труд. Он развивает физические силы, ум и нравственность.
Песталоцци считал, что способности, заложенные в каждом человеке, стремятся к развитию и надо помочь им в этом.
Как строить обучение и воспитание
Песталоцци об обучении
Песталоцци о ранннем обучении
Песталоцци о ребенке
Песталоцци о себе
Песталоцци о семье
Песталоцци о труде
Песталоцци о физическом воспитании