Огромное влияние на взгляды Сухомлинского оказали идеи великого французского просветителя XVIIIвека Жан Жака Руссо. Главное, что истинное воспитание — это идеальная гармония взаимоотношений учителя и ученика, которые вместе стремятся к познанию добра и красоты.
Сухомлинский относится к человеку как к высшей ценности. В воспитании человека огромную роль играет вера в общечеловеческие ценности и неповторимость человеческой жизни, в то, что каждый обладает талантами, заложенными именно в нём.
Вся работа по воспитанию направлена на формирование у детей высоких нравственных качеств, без которых жизнь человека не удастся.
Самым важным в нравственности является долг. У человека есть нравственный долг перед человеком, обществом и Отечеством. У отца и матери есть долг перед своими детьми, а у детей перед родителями. У каждой личности есть долг перед коллективом и перед высшими нравственными принципами.
Сухомлинский считал, что гуманное общество могут построить только гуманные, добрые, мудрые люди. Таких людей могут воспитать только учителя, владеющие идеями и методами гуманной педагогики.
Воспитание строится на общении, благодаря которому у воспитанников развивается уверенность в собственных силах, способность к творческому решению проблем и веру в возможность их решения.
Образование является важнейшей жизненной ценностью.
Сухомлинский формировал в своих воспитанниках готовность к труду как важнейшей части жизни.
Он считал необходимым воспитание в детях «высокой педагогической культуры семьи», основным методом формирования которой он считает «проведение этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца. Это беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей».
Большое значение Сухомлинский придавал «воспитанию красотой» – искусство формирует душу человека.
Василий Александрович Сухомлинский
Сухомлинский о воспитании
Сухомлинский о воспитании мужчин и женщин
Сухомлинский о ребенке
Сухомлинский о себе
Сухомлинский о семье
Сухомлинский о человеке